Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства (ст.ст. 14 – 19)
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
Статья 15 . Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 16 . Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
1. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 18 . Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1
1.1. В случае, предусмотренном частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, при получении из государственных органов либо органов местного самоуправления сведений о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением (договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедших государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающих содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права либо ином документе), орган миграционного учета не позднее следующего рабочего дня проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и вносит сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в учетные документы и в государственную информационную систему миграционного учета.
2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства (ст.ст. 14 – 19)
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
Статья 15 . Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 16 . Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
1. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 18 . Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1
1.1. В случае, предусмотренном частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, при получении из государственных органов либо органов местного самоуправления сведений о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением (договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедших государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающих содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права либо ином документе), орган миграционного учета не позднее следующего рабочего дня проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и вносит сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в учетные документы и в государственную информационную систему миграционного учета.
2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.
Зачем иностранцам регистрироваться по месту пребывания и жительства?
Поделится в соц. сетях:
Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерация, обязаны подавать сведения о месте своего нахождения в региональные службы ФМС.
Передвижения мигрантов регулируются на основе Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006.
Сообщение о месте проживания или пребывания в ФМС позволяет контролировать миграционные потоки иностранцев и не допускать нарушения законодательства.
В статье мы рассмотрим разницу в процедурах временной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания и месту жительства, обозначим документы, нужные для подачи в ФМС, укажем правила продления стандартных сроков регистрации.
Группы иностранных лиц, прибывающих на территорию РФ
Въезд в Россию возможен по визовому или безвизовому режиму. Приехать в Россию без визы разрешено:
- Иностранцам с разрешением на временное проживание;
- Иностранцам с видом на жительство;
- Гражданам с территории СНГ;
- Иностранные граждане, если с их страной есть договор о безвизовом въезде на срок до 1 месяца.
Другим категориям иностранцев для въезда требуется виза. Они бывают разных видов – частные, деловые, туристические и пр.
Вне зависимости от способа въезда, иностранцам в определенный срок нужно пройти регистрацию по месту пребывания или жительства. Регистрации по месту пребывания для иностранных граждан является основанием присвоения одной из категорий:
- Временно пребывающие;
- Временно проживающие;
- Постоянно проживающие.
В зависимости от категории, для иностранцев действуют разные порядки трудоустройства, социальных льгот и иных прав.
Регистрация – это штамп в паспорте, он говорит о прописке человека по конкретному адресу – месту регистрации. Временная регистрация подразумевают право пребывать на указанном месте определенный срок. Местом пребывания зовется адрес, по которому можно жить не более 3-х месяцев.
Оформление по месту пребывания
В срок 7 дней каждое иностранное лицо, приехавшее в Россию, должно подать сведения в ФМС по месту пребывания. Это действительно и в случаях, если он перемещается в пределах России, переезжает в другой город на срок более 7-ми дней. Госпошлины за постановку на учет нет, оплачиваются лишь почтовые услуги, если ФМС уведомляется через почту России.
Регистрировать иностранного гражданина должна принимающая сторона. Пригласивший человек берет у него копии паспорта, визы и миграционной карточки и относит их в отделение ТОФМС или на почту. Порядок:
- В миграционной службе по месту регистрации жилья составляется уведомление о приезде иностранца. Срок пребывания зависит от срока визы или иных разрешительных документов на въезд. ФМС отдает на руки собственнику жилья отрывной бланк с печатью, подтверждающий уведомление.
- Для подачи документов через почту собственник вручную заполняет бланк уведомления о приезде и с приложением копий документов отправляет в орган ФМС ценной посылкой. Почтовый служащий ставит на отрывном талоне штамп. Регистрация дается на 90 дней с возможностью продления.
- Если иностранец приехал по безвизовому режиму, в ФМС относятся копии паспорта и миграционной карты.
Отрывная часть талона о регистрации отдается на руки гражданину! Если принимающая сторона – гостиница, санаторий, больница, то отрывной талон обязана передать администрация учреждения.
Оформление по месту жительства
Постоянная регистрация иностранных граждан делается, когда у иностранца, приехавшего в Россию, есть собственное жилое помещение, в котором он намерен жить. Срок подачи документов также установлен в 7 дней – с момента приезда в жилое помещение или с момента получения ВНЖ или РВП.
Подача документов начинается с подачи заявления, в котором содержатся:
- Личные данные гражданина (ФИО, дата рождения и гражданство);
- Данные паспорта или иного удостоверения личности;
- Реквизиты документа, дающего права на проживание в России;
- Адрес жилого помещения;
- Адрес прошлого места жительства;
К заявлению прилагают:
- ВНЖ или ВРП;
- Документы на право пользования жильем;
- Квитанция по оплате госпошлины (200 рублей);
- Паспорт или иной личный документ.
Для принятия заявления о регистрации необходим полный пакет документов. Если документы не все, остальные потребуется собрать и донести.
Если документы поданы правильно, служащий ФМС проставляет в разрешении на временное проживание или ВНЖ отметку о регистрации. Это делается в день обращения, за исключением тех случаев, когда требуется запросить дополнительные документы на подтверждение прав собственности на жилье. Но и в этом случае срок рассмотрения заявления не превышает 5-ти дней.
Продление регистрации
Основания для продления сроков регистрации иностранцев изложены в ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.02. Коротко их суть:
- Основания увеличения максимального срока пребывания иностранца в России (90 дней): виза, ВНЖ или РВП (подойдет и факт подачи документов на их оформление), патент, трудовой договор или разрешение на работу.
- Увеличить срок пребывания в России можно через продление этих документов или при замене их на новые (подаче заявления на оформление).
Подать заявление на продление срока может иностранец или принимающая сторона, не позднее 7-ми дней до истечения ранее установленного срока. Пакет документов не отличается от стандартного, при первой регистрации. Заявление пишется произвольно, важно указать законные основания продления.
Инспектор ФМС проверяет документы и правильность их заполнения. Если все хорошо, то вас попросят явиться через 7 дней для окончательного ответа на заявление.
Чем грозит фиктивная регистрация?
Фиктивная регистрация иностранных граждан, особенно в крупных городах, превратилась в прибыльный и легкий бизнес. Она подразумевают регистрацию на одной жилой площади десятков иностранных лиц без их фактического проживания.
Налоги за такую деятельность государству не отчисляются. Это привело к возникновению понятия «резиновая квартира» и изменению законов о регистрации.
Последние поправки закона делают фиктивную регистрацию уголовно наказуемой, (ст. 322.2 и 322.3 УК РФ). Предусматривается ответственность в виде:
- Штрафов;
- Организации принудительных работ;
- Запрета на занятия некоторых должностей;
- Заключение под стражу.
Штрафы за фиктивную регистрацию начинаются от 100 тыс. рублей и ограничиваются 3-мя миллионами или размером основного заработка за 3 года.
В каких случаях снимают с учета?
Основания для снятия с регистрации:
- Смерть иностранца;
- Выезд за территорию России;
- Оформление гражданства РФ;
- Регистрация на новом месте жительства;
- Решение суда о признании иностранца пропавшим или умершим.
Если в органе ФМС иностранцу отказали в регистрации, то решение можно обжаловать в суде или прокуратуре. Основанием для подачи иска в суд служит документированный отказ с указанием причин и подписью ответственного лица.
Скачайте бланк заявления о регистрации по месту пребывания при личном обращении:
Опыт работы – с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов. Эксперт в области миграционного права.
Сроки оформления регистрации иностранных граждан по месту пребывания
Действующим российским законодательством установлены сроки, в течение которых должны быть направлены в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Обязанности по соблюдению этих сроков возложены на принимающую сторону. И только в случаях, предусмотренных в законе, эта обязанность возлагается на самого иностранного гражданина:
при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, лишающих принимающую сторону возможности направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
наличие у прибывшего в РФ иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории России, которое прибывший иностранец может заявить в качестве места своего пребывания.
Срок, в течение которого принимающая сторона должна направить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, зависит от того, гражданином какого государства является прибывший иностранец.
В какой срок нужно направить уведомление
В том случае, если местом временного пребывания иностранного гражданина является гостиница или другая организация, оказывающая гостиничные услуги, а также санаторий, кемпинг, дом отдыха и т.д., то администрацией указанных организаций уведомление должно быть представлено в течение рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания.
Обязанность по соблюдению сроков представления уведомления в этих случаях возлагается на должностных лиц этих организаций.
Категории граждан, в отношении которых сроки представления уведомлений увеличены
Льготные сроки представления уведомлений предусмотрены для следующих категорий иностранных граждан:
Граждан государств – членов Договора о Евразийском экономическом союзе, заключенного в Астане 29 мая 2014 года.
Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, прибывшие в РФ с целью трудоустройства или осуществления трудовой деятельности на территории России, а также члены их семей не обязаны осуществлять регистрацию по месту пребывания в течение 30 суток со дня въезда в РФ.
Причем, граждане Республики Беларусь могут не представлять миграционную карту при оформлении регистрации по месту пребывания.
От необходимости оформлять регистрацию по месту пребывания в течение 90 суток со дня въезда в РФ освобождаются граждане Украины. На протяжении всего этого периода гражданин Украины должен иметь при себе миграционную карту с отметкой о въезде в РФ.
В том случае если гражданин Украины въезжает на территорию России с целью трудоустройства, то следует оформить регистрацию по месту пребывания, так как без нее патент на работу оформить сложнее.
Если гражданин Украины планирует находиться на территории России более длительный срок или собирается оформить разрешение на временное проживание либо вид на жительство, то регистрация по месту пребывания необходима.
Об особенностях регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР вы можете узнать из содержания этой статьи.
Граждане Таджикистана должны оформить миграционный учет по месту пребывания в течение 15 дней со дня прибытия на территорию России.
Это положение предусмотрено Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Соглашения « Граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней ».
Если срок пребывания гражданина Таджикистана на территории России превышает установленный 15-дневный срок, то указанный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в установленном порядке.
Срок, в течение которого осуществляется постановка на учет по месту пребывания
Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания осуществляется территориальным органом по вопросам миграции, многофункциональным центром, организацией федеральной почтовой связи, администрацией гостиницы незамедлительно после принятия от заявителя уведомления, проверки точности изложенных в уведомлении сведений и наличия необходимых документов.
В соответствии с пунктом 33 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
Наличие отрывной части бланка уведомления с проставленной в нем отметкой является подтверждением постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Памятка о порядке постановки на регистрационный и миграционный учет граждан, временно пребывающих в городе Москве, и ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) и миграционного
Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усиливается ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение правил регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в пределах Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации в жилом секторе
по месту пребывания
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
1. Где осуществляется регистрация по месту пребывания и кто её осуществляет
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию:
– в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) района;
– в товарищество собственников жилья (ТСЖ);
– в жилищно-строительный кооператив (ЖСК).
2. По каким документам осуществляется регистрация прибывших для временного проживания в город Москву граждан Российской Федерации
В вышеуказанные органы представляется заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (выдается в вышеуказанных органах) и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение), документ удостоверяющий личность.
Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, оформляемого и выдаваемого ФМС.
Срок регистрации определяется по соглашению с собственником жилого помещения.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться в г.Москве по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в г.Москве или в Московской области.
Основания, по которым гражданин может быть снят
с регистрационного учета
За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.
В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета.
Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Ответственность за нарушение правил регистрации
За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации:
– за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), или по недействительному документу в городе Москве увеличены размеры административного штрафа (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей);
-за проживание гражданина Российской Федерации в городе Москве без регистрации по месту пребывания или жительства, либо допущение такого проживания собственником жилья свыше установленных сроков предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для собственников жилья – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
– за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей.
За фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо жительства установлена уголовная ответственность (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:
– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
– принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.
Не подлежат привлечению к ответственности граждане, зарегистрированные по месту жительства в городе Москве или Московской области, но проживающие без регистрации по месту пребывания соответственно в Московской области или в городе Москве.
Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан
и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане).
Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения.
1. Кем осуществляется постановка на миграционный учет иностранных граждан
Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая иностранного гражданина сторона (организация или частное лицо).
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания
2. Какие документы необходимы для постановки на миграционный учет
Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в город Москву предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.
3. Как направляется уведомление о постановке на миграционный учет и в какие сроки
Принимающая сторона направляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного в место пребывания через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлением почтового отправления в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.
Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр или направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, или организацией федеральной почтовой связи.
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается иностранному гражданину.
Срок пребывания на территории Российской Федерации
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
По истечении разрешенного срока временного пребывания иностранный гражданин должен покинуть пределы Российской Федерации.
Срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем либо сроком действия патента не осуществление трудовой деятельности у физического лица.
Ответственность за нарушение правил миграционного учета
За нарушение правил миграционного учета иностранных граждан предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:
– за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до семи тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
– за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.
За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:
– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
– принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.
Под фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Подробные разъяснения по вышеуказанным вопросам вы можете получить в органах ФМС России по месту жительства.
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания (временная регистрация) и по месту жительства
Настоящая статья разъясняет порядок и процедуру оформления постоянной и временной регистрации иностранцев в России, содержит ссылку на форму бланка, заявления о регистрации иностранных граждан, а также исследует вопросы административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Содержание статьи
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” все иностранные граждане и лица не имеющие гражданства – иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию для временного или постоянного проживания и имеющие, право пользования жилым помещением, подлежат регистрации в установленном законом порядке.
Эта обязанность должна быть исполнена каждым иностранцем, вне зависимости от оснований, целей и времени его пребывания в России в сроки, установленные законом. Нарушение порядка регистрации иностранных граждан влечёт за собой наступление административной ответственности согласно норм КоАП РФ.
Временная регистрация иностранных граждан
Под временной регистрацией лиц с иностранным гражданством, а равно и лиц, не имеющих гражданства прибывших в РФ, понимается установленная законом процедура миграционного учёта по месту пребывания. Данная процедура применяется в том случае, когда иностранец, используя свое право на свободное перемещение внутри страны, пребывает в любую её географическую точку, в которой у него нет регистрации по месту жительства. При этом цель прибытия нахождения лица в пределах административно-территориальной единицы не имеет значения.
Общий срок, в течении которого иностранный гражданин обязан оформить временную регистрацию в месте его пребывания, составляет семь рабочих дней. Начало течения указанного срока определяется датой прибытия лица в место нахождения.
Наряду с общим сроком, закон устанавливает и иные сроки для частных случаев. К таким ситуациям относятся:
- отсутствие у иностранного лица регистрации как таковой в пределах РФ, то есть когда человек не имеет права пользования жилым помещением в стране пребывания;
- при вселении иностранных подданных в гостиницы, специализированные пансионы, санатории и иные учреждения, предназначенные для временного проживания;
- при поступлении иностранного гражданина на лечение в стационарное медицинское лечебное учреждение, вне зависимости от формы собственности и специализации;
- для лиц, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом;
- для лиц, помещенных по решению суда в специальные учреждения для исполнения административного наказания;
- для лиц со статусом без определенного места жительства (БОМЖ), находящихся в специализированных учреждениях социального профиля.
Во всех перечисленных выше случаях временная регистрация иностранных граждан в органах УМВ должна быть осуществлена в течении одного рабочего дня, следующего за днём прибытия лица.
В настоящее время временная регистрация оформляется следующими способами.
Первый способ – оформление временной регистрации иностранцем.
Этот вариант требует непосредственного обращения иностранца в территориальный орган миграционной службы по месту пребывания. При этом у заявителя должно быть оформленное и заверенное принимающей стороной согласие. Уведомление о прибытии для постановки на миграционный учёт с приложением соответствующих документов предъявляется лично на приёме в УВМ или направляется по почте в специально определенном постановлением Правительства РФ №9 от 15.01.2007 г. порядке.
К уведомлению о прибытии иностранца в место пребывания прилагаются документы согласно перечня:
- копия документа удостоверяющего личность заявителя (национальный паспорт, вид на жительство в России);
- копия документов, удостоверяющих личность принимающей стороны;
- письменное согласие принимающей стороны на временную регистрацию, составленное в свободной произвольной форме;
- для лиц, имеющих регистрацию по месту предшествующего пребывания – отрывная часть формы уведомления.
Второй способ – оформление временной регистрации принимающей стороной.
Для постановки на миграционный учёт таким способом, от иностранного подданного требуется предоставить принимающей стороне личный документ – паспорт (для иностранных граждан) или вид на жительство (для лиц без гражданства). К этим документам, при необходимости, приобщается отрывная часть уведомления.
После получения от иностранца названных документов, принимающая сторона заполняет форму уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, дополняет его копиями перечисленных документов и направляет в территориальный орган миграционной службы.
Указанные документы потребуются для заполнения уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, с них снимаются ксерокопии, после чего они возвращаются на руки их владельцу.
Считается, что если иностранец предоставил принимающей стороне все необходимые для временной регистрации документы, то он выполнил требование закона. То есть в дальнейшем, при нарушении порядка и срока постановки на миграционный учёт, ответственность будет возложена на принимающую сторону.
После получения принимающей стороной отрывной части бланка уведомления с отметкой органа УВМ о его принятии, документ передается иностранному подданному и хранится у него, являясь подтверждением в соблюдении правил миграционного учёта.
Срок временной регистрации указывается в уведомлении и не может выходить за пределы, ограниченные видом на жительство иностранца.
Рекомендуем к прочтению:
Постоянная регистрация иностранных граждан
Под постоянной регистрацией иностранного подданного понимается оформление в порядке, предусмотренном миграционным законодательством РФ, лица по месту его жительства. В отличие от термина «место пребывания», который подразумевает временный характер нахождения лица, «место жительства» является местом постоянного проживания иностранца в период его нахождения в стране.
Требования закона о необходимости регистрации по месту жительства распространяются на всех иностранных подданных, находящихся в РФ на постоянной или временной основе, имеющих право пользования жилыми помещениями.
Для этого заявители – иностранцы обращаются в территориальное подразделение УВМ по месту нахождения жилища с заполненным по форме заявлением и документами в семидневный срок. Течение срока начинается с даты прибытия лица в РФ, получения разрешения на временное проживание или вида на жительство. При этом учитываются только рабочие дни.
Подробности в статье:
При оформлении заявления о регистрации, иностранный гражданин указывает следующие сведения, предусмотренные формой документа:
- фамилия, имя, отчество;
- день, месяц, год своего рождения;
- наличие – отсутствие гражданства;
- документ, подтверждавший личность его и реквизиты;
- документ, наделяющий правом проживания в России и его реквизиты;
- полный адрес места жительства, по которому осуществляется регистрация;
- документ, дающий право пользования жилым помещением в соответствии с ГК и ЖК РФ;
- адрес регистрации по последнему месту жительства.
Заявление (бланк) о регистрации иностранного гражданина можно скачать здесь.
К заявлению приобщаются документы, указанные в нём. Также заявитель оплачивает государственную пошлину за услуги УВМ. Размер платежа на день написания статьи составляет 350 рублей. Квитанция об оплате пошлины приобщается к заявлению. От оплаты госпошлины освобождаются участники Государственной программы по переселению соотечественников и члены их семей.
Регистрация производится сотрудниками органов УВМ в день получения всех необходимых документов и заполненного надлежащим образом заявления. Формально факт регистрации по месту жительства осуществляется проставлением отметки в виде штампа в документ, подтверждающий право на проживание в России. На оттиске штампа указывается адрес места жительства, по которому зарегистрирован иностранец.
Так выглядит отметка о регистрации иностранца в РФ
Административная ответственность за нарушение порядка регистрации иностранных граждан
Нарушения принимающей стороной правил миграционного учёта, выразившиеся в не уведомлении органа УВМ о прибытии иностранного лица в место пребывания на территории РФ квалифицируются по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и влекут за собой назначение административного штрафа, размер которого зависит от субъекта, привлекаемого к наказанию. Максимальный предел суммы штрафа на сегодняшний день для юридических лиц составляет 500000 рублей.
Что касается ответственности иностранных подданных и лиц без гражданства, допустивших рассмотренный порядок, то их действия квалифицируются по статье 18.8 КоАП РФ с назначением штрафа и применением к нарушителю административного выдворения или без такового (часть 1 статьи 18.8 Кодекса).
Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.
Комментарии
Добавить комментарий
Заявление иностранного гражданина, равно и лица без гражданства, на получение вида на жительство в России, должно быть обеспечено документами, перечень которых установлен российским законодательством. В зависимости от категорий заявителей, оснований к получению вида на жительства, а также иных обстоятельств, варьируется и состав предоставляемых документов.
В статье рассмотрены правовые основания, необходимые для получения РВП без учёта квоты, приведены перечни документов на получение РВП без квоты для ребенка и совершеннолетнего лица.
Количество иностранных граждан и людей не имеющих никакого гражданства, желающих переехать в Россию из зарубежья, год от года неуклонно растет. Причины, которые движут этим процессом, имеют различные истоки. Одна часть мигрантов стремиться трудоустроиться, заработать денег и вернуться на родину. Другие ставят перед собой цели – получение российского гражданства, воссоединение с родственниками и.
Получение вида на жительство лицами, прибывшими в Россию из иностранных государств и признанными носителями русского языка, является приоритетной задачей для многих мигрантов, которые в последующем намерены получить гражданство России. Специфические особенности, присущие данному основанию легализации права иностранцев на постоянное проживание в РФ, требуют подробного освещения затронутой темы.
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания
После прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства (далее в данной статье – иностранного гражданина) к месту своего пребывания на территории России ему следует побеспокоиться об оформлении регистрации по месту пребывания (о постановке на миграционный учет по месту пребывания).
Или, если быть точнее, то ему необходимо в установленном порядке, с соблюдением соответствующих сроков выполнить свою прямую обязанность и обратиться к принимающей стороне по вопросу оформления учета (регистрации) по месту пребывания.
Следует знать, что иностранный гражданин, прибывший на территорию России и не имеющий права на проживание (временное или постоянное) на ее территории, имеет право исключительно на временное пребывание в России.
Это означает, что он может оформить только миграционный учет по месту пребывания. Право на регистрацию по месту жительства у него отсутствует.
Иностранному гражданину следует неукоснительно соблюдать установленные российским законодательством правила регистрации по месту пребывания, так как это его обязанность.
За нарушение режима пребывания на территории страны (а также правил въезда в Россию) предусмотрена очень серьезная административная ответственность в виде административного штрафа и, в некоторых случаях – в виде административного выдворения за пределы России (ст. 18.8. КоАП РФ).
Хотелось бы обратить внимание, что в повседневной жизни миграционный учет (регистрацию) по месту пребывания очень часто еще называют временной регистрацией или временной пропиской иностранного гражданина. Но это не верно.
Поэтому во избежание в будущем при чтении статей данного раздела нашего сайта путаницы хотелось бы сразу же обратить особое внимание: для всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства российское законодательство на территории страны предусматривает только два, своего рода, вида регистрации: учет (регистрация) по месту пребывания (аналог временной регистрации или временной прописки), которую мы и рассматриваем в данном разделе нашего сайта, а также регистрацию по месту жительства (аналог постоянной регистрации или постоянной прописки).
О регистрации по месту жительства постоянно проживающих в России иностранных граждан читайте в этой статье нашего сайта. регистрация по виду на жительство.
Давайте внимательно рассмотрим все важные обстоятельства, связанные с регистрацией по месту пребывания иностранных граждан, временно прибывших на территорию России либо изменивших место прежнего временного пребывания на территории страны, и при этом не имеющих права на временное проживание (т. е., не имеющих разрешения на временное проживание в России) либо права на постоянное проживание (т. е., не имеющих вида на жительство в России).
Действия иностранного гражданина при оформлении миграционного учета
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в России носит уведомительный характер.
Это означает, что при выполнении принимающей стороной и иностранным гражданином своих обязанностей в связи с миграционным учетом по месту пребывания, соответствующие чиновники не имеют права отказать в его оформлении по каким-либо надуманным причинам, например, из-за соображений нецелесообразности.
Итак, для оформления регистрации по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания на территории России обязан предъявить (но не передать!) принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и гражданскую принадлежность, а также миграционную карту.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что при оформлении иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания изъятие у него принимающей стороной документа, удостоверяющего личность (национального паспорта) и миграционной карты категорически запрещено.
В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.
Как не удивительно, на этом обязанности прибывшего в Россию иностранного гражданина по осуществлению миграционного учета по месту пребывания заканчиваются.
Ему остается лишь после оформления регистрации по месту пребывания получить от принимающей стороны отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о приеме указанного уведомления.
Кто может являться принимающей стороной при регистрации по месту пребывания
Давайте разберемся, кто же в соответствии с российским законодательством может быть принимающей стороной при оформлении иностранному гражданину регистрации по месту пребывания на территории России.
Принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина стороной могут являться – гражданин России или постоянно проживающий в России (имеющий вид на жительство в России), иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Именно указанные физические лица и являются на практике самыми распространенными представителями принимающей стороны.
Однако следует знать, что в соответствии с российским законодательством принимающей стороной могут также являться, например, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства и т. п.
Таким образом, как видно, регистрация иностранного гражданина по месту пребывания (в отличие от регистрации иностранного гражданина по месту жительства), может осуществляться как в жилые, так и в нежилые помещения.
В каких случаях иностранный гражданин должен лично обратиться по вопросу оформления регистрации по месту пребывания
Ранее мы рассмотрели общее правило, в соответствии с которым по вопросу оформления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину следует обратиться к принимающей стороне.
Однако, из общего правила имеются исключения, если:
Прибывший в Россию иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение, которое находится на территории страны, то он может заявить это помещение в качестве места своего временного пребывания.
Это означает – он имеет право оформить в нем миграционный учет по месту пребывания.
Для его оформления данный иностранный гражданин должен лично представить уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
К указанному уведомлению, наряду с миграционной картой и документом, удостоверяющим личность, также необходимо дополнительно приложить копию документа, который подтверждает право собственности на соответствующее жилое помещение.
Но, с другой стороны, в соответствии с российским законодательством в данном случае иностранный гражданин имеет право и не представлять документы или их копии, подтверждающие право пользования жилым помещением, если имеющиеся в них сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.
Имеются подтвержденные документально уважительные причины, которые не дают возможности принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
В этом случае для регистрации по месту пребывания данное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно соответствующим иностранным гражданином.
К указанному уведомлению и другим необходимым документам, также необходимо дополнительно приложить документы, подтверждающие уважительность причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление, а также копию документа, удостоверяющего личность гражданина России или постоянно проживающего в России иностранного гражданина, являющегося принимающей стороной либо копию документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации, выступающей в качестве принимающей стороны.