Утверждение проекта планировки и межевания территории: утверждаемая часть, постановление

Как проходит процедура утверждение проекта планировки и межевания территории?

Мало просто разработать строительную документацию – важно получить разрешение на проведение работ согласно проекту. Однако не всем известно, куда надо обращаться за утверждением официальных бумаг и какие трудности могут возникнуть в связи с этим. Что обязательно нужно знать перед тем, как отнести проект на утверждение?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Об утверждении проектов планировки и межевания территории

Утверждение проекта планировки и межевания — это согласование этих двух проектов как заверение одного документа, содержащего и план постройки и межевания территории.

Сделать это возможно только, если:

  • территория, на которой будут происходить работы, является застроенной;
  • для такой местности раньше уже утверждался подобная документация.

Во всех остальных случаях план проектировки и межевания будут заверяться по отдельности каждый.

Регулирует утверждение подобной документации Градостроительный кодекс РФ (ст. 45 — 46) и отдельные приказы местного самоуправления.

Сам процесс состоит из двух этапов:

  1. рассмотрение документации;
  2. получить результаты проверки.

Прежде всего, предоставленные официальные бумаги будут проверяться на соответствие действующим кодексам и законам РФ.

О том, что такое проект межевания территории, земельного участка и проект планировки, читайте здесь.

Из каких частей состоит программа?

Программа планировки местности будет состоять из основной части и материалов по её обоснованию.

Рассматривать будут именно основную часть документа (она-то и будет утверждаемой), которая содержит такие разделы:

  • вступительную записку;
  • чертежи планировки территории;
  • положения о расположении капитальных строений;
  • основные характеристики развития местности: плотность, параметры застройки этого участка;
  • развитие транспортной и социальной эксплуатации, инженерно-техническое обеспечение.

В чертежах должны быть линии, обозначающие дороги, средства связи, проезды.

О том, как составить проект планировки и межевания территории линейного объекта, читайте тут.

Кто согласовывает документ?

Согласовывают проект планировки местности в местных органах власти. Непосредственно утверждением документа могут заниматься такие комитеты:

  1. по энергетике и инженерному обеспечению;
  2. по вопросам обеспечения порядка;
  3. по охране памятников истории и культуры;
  4. по сохранности окружающей среды;
  5. по обустройству дорог;
  6. руководство района, в котором и будет осуществляться строительство.

После согласования официальных бумаг в этих органах материалы передадутся на проверку в комитет по Архитектуре и Градостроительству.

Где осуществляется процедура?

Рассматривают документ и принимают решение в Департаменте архитектуры и градостроительства. На это может уйти один месяц.

Одобрение программы планировки местности осуществляется приказом этого органа. Документ дублируется. Одна копия отправляется на электронный адрес, а также выдаётся на руки. Издается постановление. Дубликат проекта, приказ об его утверждении сохраняются в архиве этого компетентного органа.

Дальше утверждённый проект должен разместиться на официальном сайте муниципального образования.

Чтобы сдать проект на утверждение, необходимо соблюдение следующих условий:

  • все документы передаются как в бумажном, так и в электронном виде;
  • страницы должны быть прошиты и на каждой из них стоит порядковый номер;
  • на проекте обязательно нужно поставить подпись ответственного лица и печать организации.

Основания для отказа

Отказать в одобрении проекта планировки территории могут в следующих случаях:

  1. нарушение статей 42 и 43, главы 5 ГрК РФ;
  2. несоответствие проекта утверждённым планам по территориальному планированию;
  3. неудовольствие граждан, которые проживают в том районе, где будет вестись строительство;
  4. документы не отвечают поставленному заданию на проектирование;
  5. нарушение гигиеничных, строительных и других норм;
  6. не правильно были проведены общественные слушания;
  7. не соблюдены условия подачи документа.

Если возвращают проект, то обязательно должны письменно сообщить об этом и указать причину такого решения.

В целом процесс одобрения проекта займёт 2 месяца.
Всё будет зависеть от количества комитетов, с которыми придется согласовать строительную документацию. На основании этой официальной бумаги будут разрабатываться и другие проекты.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Для чего нужен проект межевания территории. Особенности подготовки и утверждения в 2020 году

Изменения в законодательстве после 1 января 2020 года заставили большую часть населения задуматься о том, для чего нужен проект межевания территории и какие существуют особенности его подготовки и утверждения. В статье разберем законодательную базу разработки проекта межевания, выясним, чем отличается проект от межевого плана и какие особенности подготовки и оформления проекта межевания территории существуют на сегодняшний день.

Что такое проект межевания территории по законодательству 2020 года.

Для ответа на вопрос что такое проект межевания территории, обратимся к законодательству, а именно – к ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. Из текста статьи понятно, что проект межевания делается на часть территории – на квартал, СНТ, район, линейный объект, то есть на так называемый, элемент планировочной структуры. В двух словах, проект межевания территории – это градостроительная документация, которая готовится с учетом правил и требований законодательства для того, чтобы внести в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведения о границах образуемых или изменяемых на конкретной территории участков. В каких случаях требуется проект межевания территории, более подробно разберем далее. Подготовка проекта межевания территории – это довольно кропотливый процесс, который готовится на основании документации по планировке территории с учетом результатов инженерных изысканий. Помимо положений градостроительного кодекса, существует ряд других подзаконных актов, приказов, постановлений на местном уровне, касающихся разработки проектов межевания территории, вступивших в силу в 2020 году.

Состав проекта межевания территории, требования в 2020 году

Требования к составу проекта межевания территории с нововведениями 2020 года особых изменений не претерпело, обязательно в проекте должны содержатся следующие сведения:

  • о площади и границах земельных участков;
  • о виде разрешенного использования и о целевом назначении земель;
  • чертежи (с применением условных обозначений, указанием красных линий, линий отступов, границ сервитутов и т.д.);
  • прилагаемые к проекту материалы, содержащие сведения о существующих участках и объектах.

Разработка проекта межевания территории – кто и для чего делает

А для чего вообще необходима разработка проекта межевания территории? Кто и зачем ее делает? Проект межевания территории по закону необходим при освоении и развитии части территории. Например, при капитальной застройке района, строительстве линейных объектов, при образовании новых земельных участков. В главе 6 закона 217-ФЗ «О садоводстве» (вступил в силу с 1 января 2020 года) также говорится, что проект межевания территории необходим для регистрации прав на имущество общего пользования членов некоммерческих товариществ – СНТ и ОНТ. Проект межевания общей территории СНТ мы рассмотрели более подробно в отдельной статье.
Таким образом, в разработке проекта межевания территории заинтересованы те лица, которые затем смогут оформить свои права на землю или строения – это правообладатели (собственники, арендаторы) земельных участков, капитальных строений, линейных сооружений. Это могут быть и органы госвласти, и юридические, и физические лица.

Подготовка проекта межевания территории

Проект межевания территории подготавливается на основании решения органов местной власти. Обращается за этим решением заинтересованное лицо, заполняя соответствующий бланк заявления и прилагая необходимые документы. Образец заявления на подготовку проекта межевания, сроки рассмотрения перечень документов и прочие тонкости устанавливаются актами местной администрации. Так, к примеру, в Московской области действует Постановление о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории от 04.12.2018 N 884/39. На основании этого постановления, местные власти городов, муниципальных округов, в свою очередь, издают локальный порядок.

Так как проект межевания оформляется на основании инженерных изысканий, то и его подготовка требует специальных знаний и навыков в области геодезии, кадастра и строительства. Поэтому не каждая организация, работающая в кадастровой сфере, сможет подготовить проект межевания территории, а только та, у которой для этого есть разрешения и допуски.

Для уточнения видов и цен кадастровых работ в вашем регионе предлагаем воспользоваться бесплатным онлайн сервисом – калькулятором кадастровых работ.

Где и как утвердить проект межевания территории

Как мы выяснили, разработка проекта по межеванию происходит по инициативе заинтересованного в этом лица, решение о подготовке принимают органы местной власти, сама работа по подготовке исполняется специалистом. А где и как утверждается проект межевания территории?
Когда Вы прошли все этапы от подготовки до разработки проекта, тогда его следует утвердить. За утверждением обращаемся все в те же органы местной администрации – в архитектуру и градостроительство. Теперь утвержденный проект можно смело использовать в дальнейших целях!
Межевой план и проект межевания территории в чем разница?
Итак, мы выяснили, что для того, чтобы подготовить проект межевания территории, существует целый ряд требований. К подготовке Межевого плана требований не меньше, однако сам процесс значительно проще. Межевой план отличается от проекта межевания тем, что он составляется лишь для одной единицы – для земельного участка (в СНТ, в деревне, частном секторе и проч.), принадлежащего, как правило одному собственнику. А это значит, что согласование границ затрагивает только смежные участки. И никаких дополнительных обращений в администрацию.

Особенности разработки проекта межевания в 2020 году

Подводя итоги, можно отметить следующие особенности разработки проекта межевания территории в 2020 году:

  • готовится специализированными организациями
  • основания подготовки прописаны в постановлениях местной власти
  • отсутствие проекта межевания блокирует возможность пользоваться своими законными правами на землю и недвижимость.

Что такое ППТ и как его разрабатывают

Проект планировки территории (ППТ) – документ, включённый в группу градостроительных, детализирующий, какие именно объекты (ОКС) расположены на определённом участке рассматриваемой территории.

Особенности ППТ

ПТТ, в отличие от Генерального плана (ГП), разрабатывается не полностью на населённый пункт, а только на его часть. Это может быть район, микрорайон или квартал, каждый из которых рассматривается в подобном случае в качестве элемента планировочной структуры. Правила землепользования (ПЗ) и генплан регламентируют комплекс требований для зон внутри конкретного поселения, а проектом планировки лишь уточняется местоположение определённых объектов на конкретном участке местности.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

К ним могут относиться:

  • Улицы, проспекты, площади;
  • Парки и бульвары;
  • Набережные и скверы;
  • Объекты ОКС.

Обязательно указываются имеющиеся красные линии, выделяющие общественные зоны, а также все линейные объекты, вместе с предусмотренными для них, зонами, имеющими статус охранных.

Проект планировки территории предусматривает наличие обязательной информации о последовательности развития данной территории.

Следует иметь в виду требование об обязательном соответствии документа требованиям (регламентам), изложенным в ГП и ПЗ.

В ППТ обязательно присутствует проект межевания территории (ПМТ). Объясняется это тем, что данные документы являются взаимосвязанными.

ПМТ востребован в случаях, требующих обязательного межевания территории рассматриваемого участка.

Нормативная база для разработки ППТ

Основополагающий документ, это Градостроительный Кодекс 190-ФЗ (действующая редакция от 25.12.2018).

Кроме этого, в каждом населённом пункте органами местного самоуправления разрабатываются региональные законодательные акты (не противоречащие федеральным).

  • для Москвы это «Положение» от 06.04.10, утвержденное постановлением № 270-ПП;
  • для Московской области – «Положение», утвержденное постановлением 1197/52 от 30.12.14;
  • в иных регионах – нормативные акты, регламентирующие вопросы разработки и последующего согласования ППТ.

Как правило, необходимость разработки планировки территорий в каждом конкретном случае определяется местными органами власти, которым предоставлены соответствующие полномочия (например, в Москве это Москомстройинвест и Москомархитектура).

Зачем необходимо разрабатывать ППТ

Основные причины, вызывающие необходимость разработки проекта планировки территории, прямо указаны в пятой главе ГрК (статью 42).

Если перевести законодательные формулировки на общепонятный язык, то можно констатировать, что потребность в подобном документе возникает в следующих ситуациях:

  • в рамках подготовки к осуществлению строительных работ.

Важно! Проекты планировки территории либо их межевания широко применяются как для пустующих участков земли, так и на землях, имеющих сформированную инфраструктуру;

  • при планировании строительства ОКС (когда на данной земле уже есть возведённые объекты данной группы;
  • при необходимости чёткого определения границ, в рамках которых каждый владелец имеет право пользования долевой собственностью, являющейся общей;
  • при возникновении потребности в отчуждении определённой части территории, являющейся обременённой, которая отграничена от остальной территории (общей);
  • в процессе разрешения возможных споров, касающихся границ земельного участка.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ППТ, равно как и ПМТ, создается на основе процедуры межевания.

Что включают ППТ

Перечень материалов для конкретного документа определяется ТЗ, выданным на его разработку. Например, в него могут входить:

  • проект межевания (сокращённое обозначение, ПМТ), согласно которому выполняется «нарезка» земельных участков на рассматриваемой территории;
  • градостроительные планы на каждый (ГПЗУ).

В результате, вместе с утверждённым проектом планировки, заказчик одновременно получает и эти документы (последний, если соблюдены все требования действующего законодательства, касающиеся ГПЗУ).

Следует понимать, что после утверждения ППТ приобретает статус градостроительного закона для данной территории.

Согласно положениям 42 статьи ГрК (глава 5) обязательными частями ППТ являются три блока.

Текстовая часть (иногда именуемая пояснительной запиской), содержащая информацию о параметрах развития территории (на ближайшую перспективу) и положение о том, в какой очерёдности она будет развиваться.

Здесь детально прописывается информация:

  • о площадях каждого, из вновь образованных, земельных участков (с перечислением допустимых вариантов их образования);
  • аналогичная информация о землях, относящихся к группе общего пользования (включая территорию, планируемую в качестве резервных, либо изымаемую для нужд государства/муниципалитета);
  • о виде разрешения (по каждому участку) на его возможное использование согласно проекту планировки территории.

Во второй блок входят вся графическая часть, определяющая:

  • границы объекта, уже имеющегося либо только планируемого к возведению (в тех случаях, когда ПМТ является частью ППТ);
  • все красные линии, поименованные в утверждённом ППТ. Ими обозначаются все объекты строительства (имеющиеся и перспективные);
  • линии отступа, определяющие минимальные расстояния от имеющихся красных линий, задающие разрешённые места для возможного возведения ОКС;
  • зоны, попадающие в сферу влияния сервитутов (со статусом публичных).

Два этих блока составляют основную часть проектной документации разрабатываемой планировки территории. Именно она подлежит утверждению.

Третий блок – материалы, обосновывающие основную часть. Например, положение существующих границ:

  • природных земель, являющихся охраняемыми;
  • зон, для пользования которыми законодательно заданы особые условия;
  • различных объектов, отнесённых к культурному наследию;
  • всех ОКС;
  • существующих участков земли (для данной территории).

Этапы разработки ППТ

До начала работ по планировке территорий требуется предварительное получение официального разрешения на выполнение данной работы. А после завершения его разработки планировка должна пройти стадию утверждения на предварительно организованных общественных слушаниях.

В противном случае, разработанные проекты планировки и межевания статус закона получить не смогут (будут являться юридически нелегитимными).

Действующим законодательством допускается два варианта разработки проектов планировки территории и её межевания (ПМТ).

Первый – подача соответствующего заявления в местную администрацию.

К заявке прилагается пакет документов, включающий:

  • свидетельство о том, что заявитель является собственником данного земельного участка;
  • выписка из реестра кадастрового учёта на данный участок земли;
  • выписка, информирующая об имеющихся капитальных строениях на участке либо об их отсутствии;
  • эскиз генплана с приложением схемы инженерных коммуникаций, проложенных по участку;
  • топографический план участка с обозначенными коммуникациями.

Проводятся подготовительные работы, по итогам которых принимается решение. Если оно положительное, составляется соответствующее ТЗ и выполняются все необходимые виды работ.

Готовые ППТ (ПМТ) согласуются на специальных публичных слушаниях, в которых должны принять участие представители водоканала, газовой службы, при наличии газопровода, электросетей.

Работы проводятся бесплатно в срок до 2-ух месяцев.

Если муниципалитет подобных услуг не оказывает, можно обратиться в специализированную компанию.

Факторы, влияющие на цену работы

Факторов внешнего характера, оказывающих влияние на ценообразование, достаточно много. Но основными являются следующие:

  • площадь рассматриваемого участка земли, а также площади объектов, которые планируется возводить на данной территории;
  • инфраструктурное окружение участка, наличие (отсутствие) СЗЗ либо иные факторы ограничительного характера;
  • сложность индивидуальных проектов и рельефа конкретного участка;
  • степень срочности работ.

Итоговая цена разработки ППТ и проекта межевания территории доводится нашим представителем до заказчика после согласования всех существенных условий ТЗ.

Бесспорными преимуществами для лица, заказавшего разработку соответствующих проектов, является тот факт, что после утверждения разработанных ППТ, он имеет возможность получения (на любой из имеющихся либо на все сразу) участки, располагающиеся на данной территории, ГПЗУ.

Кроме этого, прошедший согласование и утверждение ППТ может быть использован в качестве основания, допускающего внесение соответствующих изменений в имеющиеся Генплан и ПЗЗ.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Процессуальные вопросы рассмотрения требований о признании недействующим проекта планировки территории

В Определении Верховного Суда РФ от 12.02.2016 N 307-ЭС15-14446 по делу N А56-88088/2014, сформулирована правовая позиция, согласно которой проект планировки территории обладает признаками нормативного правового акта.

Вполне логично, что правоприменительная практика восприняла указанную правовую позицию, с соответствующей переориентировкой на оспаривание утвержденных документов по планировке территории по правилам оспаривания нормативно-правовых актов, что, в свою очередь, породило массу вопросов.

  1. Определение подсудности.

В соответствии с положениями КАС РФ, проекты планировки, как нормативно-правовые акты, в большинстве своем принятые не представительными, а исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, подлежат оспариванию в суде общей юрисдикции по первой инстанции.

Уже данный факт ослабляет гарантии надлежащей защиты прав участников административного судопроизводства. Субъективно, процесс доказывания по рассматриваемой категории дел составляет, не меньшую, по сравнению с иными нормативно-правовыми актами, а большую сложность, ввиду специфики спорных правоотношений.

  1. Проверка соблюдения процесса принятия и обнародования нормативно-правового акта.

При прохождении процедуры судебной проверки рассматриваемого нормативного акта возникает два вида проблем.

Первая связана с определением объема информации, подлежащей обнародованию.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Согласно п.2. ст. 42 ГрК РФ – Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно п. 3. ст. 42 ГрК РФ – Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.

Пояснительная записка, указанная в части 4 ст. 42 ГрК, содержит описание и обоснование положений, касающихся:

1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;

2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;

3) иных вопросов планировки территории.

Таким образом, существует утверждаемая часть проекта планировки, состоящая из текстовой и графической части, а также материалы по обоснованию утверждения документа территориального планирования, теоретически, представляющие из себя единое целое.

Графикой утверждаются элементы планировочной структуры.

Текстовая часть выполняет роль инструкции по порядку чтения и применения графических материалов.

Из обосновывающих материалов усматривается, в связи с чем было принято то или иное планировочное решение.

Применять на практике проект планировки возможно исключительно ознакомившись со всеми составляющими нормативного акта в полном объеме.

Но, объем нормативного акта в данном случае носит впечатляющие размеры, особенно в случае, если элемент планировочной структуры составляет десятки и сотни гектар и расположен на застроенной территории.

Судебной практики по данному вопросу крайне мало.

Мне удалось найти только одно арбитражное дело, в процессе рассмотрения которого давалась правовая оценка объему информации, входящей в состав проекта планировки и подлежащей обнародованию

«Утвержденный постановлением от 23.04.2013 №43/01-04 проект планировки территории включает 2 тома: 1 том «Исходная документация» и 2 том «Материалы по обоснованию» на 70 листах с 9 чертежами; также имеется 3 том «Проект межевания территории. Материалы по обоснованию», которые на официальном сайте размещены не были (фактически, речь идет о материалах, обосновывающих ППТ) .

Ни пункт 14 статьи 46 ГрК РФ, ни Положение о порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных и иных подлежащих официальному опубликованию в соответствии с законодательством, правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, не предусматривают возможности размещения на официальном сайте в сети Интернет сокращенного либо неполного комплекта документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории).

Таким образом, опубликование постановления от 23.04.2013 и размещение его на официальном сайте произведено в нарушение требований части 14 статьи 46 ГрК РФ и Положения от 12.03.2010 №11/01-07 об обязательном опубликовании утвержденной документации по планировке территории и межеванию».

На мой взгляд , официальному опубликованию в печатном издании должна подлежать утверждаемая часть проекта планировки.

При этом, в целях надлежащей защиты прав и законных интересов правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах элемента планировочной структуры и иных граждан, в официальном источнике опубликования, вместе с утверждаемой частью проекта планировки территории, должно иметься указание на местонахождение обосновывающих материалов и на порядок ознакомления с ними.

Обосновывая сказанное, можно привести следующий пример.

Проектом планировки утверждаются красные линии, отделяющие территории общего пользования от иных земель.

Строительство и реконструкция дорог предусматривает возможность рез е рвирования и изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.

пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает императивное правило, согласно которому изъятие земель производится только при отсутствии других вариантов размещения планируемых к строительству общественно значимых объектов.

Субъективно, обоснование невозможности размещения объекта местного значения без последующего изъятия земель, относящихся к частной форме собственности, должно быть отражено именно в обосновывающих материалах к документу территориального планирования.

Имея реальную возможность ознакомиться с обосновывающими материалами, и убедившись в отсутствии какой либо аналитической информации по вопросу размещения объекта местного значения на принадлежащем собственнику земельном участке, субъект градостроительной деятельности, с определенной долей уверенности , в ходе рассмотрения дела ссылается на нарушение со стороны административного Ответчика при разработке и утверждении документа территориального планирования , ст. 49 Земельного Кодекса РФ.

Вторая проблема, касается отсутствия требований в законе к уровню и качеству графического материала, подлежащего обнародованию.

Согласно п.4 ст. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207) (далее – Инструкция) Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:

– схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 – М 1:5000);

– план современного использования территории (опорный план);

– план красных линий (основной чертеж);

– разбивочный чертеж красных линий;

– схему организации транспорта и улично-дорожной сети;

– схему размещения инженерных сетей и сооружений;

– схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

Очевидным является тот факт, что в печатном издании разместить графические материалы в масштабе 1:2000 или 1:1000 – невозможно.

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2016 г. N Ф04-26160/15 по делу N А46-6804/2014, в частности, сделаны следующие правовые выводы:

Перечисленные приложения в графическом виде в официальном печатном издании – опубликованы в графическом разрешении, явно недостаточном для восприятия содержащейся в этих приложениях информации, поскольку не позволяют установить ни наличие красных линий, ни координаты границ их проведения, ни отношение размещенной схемы к какой-либо части города, поскольку изображения не содержат названия улиц или указания на иные топографические ориентиры, позволяющие их соотнести с объектами, в отношении которых этим нормативным актом осуществляется правовое регулирование.

Исходя из положений части 16 статьи 45 ГрК РФ, учитывая, что графические приложения при их публикации оказались нечитаемы, суд пришел к выводу о том, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не может быть признан соблюденным.

И действительно, органы, уполномоченные на утверждении документов территориального планирования, считают возможным опубликовывать утвержденные двухтысячники графических материалов в масштабе 8 х 14 см.

На указанной графике не возможно разглядеть не только красные линии, но и элементарно прочитать наименование разбивочного чертежа.

Озвученная проблема касается не только ППТ, но и любых других документов территориального планирования, содержащих в себе графическую часть.

Мне кажется, действующее положительное право должно включать в себя более четкие критерии, которым должен соответствовать документ территориального планирования при его обнародовании.

  • 3967
  • рейтинг 2

Сделки с недвижимостью в свете реформы ГК РФ

Реформа процессуального законодательства 2020 года

Introduction to English Legal System and Legal English

Похожие материалы

Комментарии (3)

« В Определении Верховного Суда РФ от 12.02.2016 N 307-ЭС15-14446 по делу N А56-88088/2014, сформулирована правовая позиция »

Вряд ли можно говорить о том, что в “отказном” определении судьи ВС формулируются какие-либо правовые позиции.
Например, в “отказном” определении от 21.10.2014 № 301-ЭС14-2482 судья ВС исходит из того, что акты об утверждении проекта планировки являются ненормативными, и их оспаривание производится по правилам главы 24 АПК.
А в “отказном” определении от 08.06.2015 № 304-КГ15-2862 тот же судья ВС исходит из того, что такие акты по своей правовой природе являются нормативными.
Еще одним примером “отказного” определения, в котором судья ВС исходит из того, что акты об утверждении проектов планировки являются ненормативными, служит определение от 27.02.2015 № 305-КГ14-8037.

« Вполне логично, что правоприменительная практика восприняла указанную правовую позицию, с соответствующей переориентировкой »

Неоднозначный вывод. В постановлении от 07.04.2015 по делу № А56-39330/2015 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд действительно сослался на Определение от 12.02.2016 № 307-ЭС15-14446 (что само по себе спорно, т.к. это “отказное” определение), однако АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.07.2016 признал довод заявителя кассационной жалобы о подведомственности спора арбитражному суду обоснованным.

В пункте 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 сформулирована обратная позиция, согласно которой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Арбитражные суды продолжают руководствоваться этими разъяснениями (напр.: постановление АС Центрального округа от 16.02.2016 по делу № А14-17361/2014, постановление АС Поволжского округа от 20.02.2016 по делу № А12-20875/2015) и, вероятно, будут продолжать ими руководствоваться впредь до их отмены Пленумом ВС. По крайней мере, именно на это указывает статья 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ.

Поэтому Определение от 12.02.2016 № 307-ЭС15-14446 может свидетельствовать об отсутствии единообразия в судебной практике по данной категории дел и игнорировании судами разъяснений, сформулированных Пленумом ВАС, но не о каком-то радикальном изменении практики.

« на оспаривание документов территориального планирования по правилам оспаривания нормативно-правовых актов »

Документы территориального планирования действительно оспариваются по правилам об оспаривании нормативных правовых актов. Вот только проекты планировки и проекты межевания территорий к документам территориального планирования не относятся.

Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3193 от 03.12.2020 Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейных объектов инфраструктуры ПАО «Уралкалий», входящих в состав проекта: «Схема перекачки дренажных вод БКПРУ-2» (doc, 57 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3222 от 09.12.2020 Об утверждении проекта планировки территории, проекта межевания территории по объекту «Строительство автодороги от перекрестка ул. 8-ого Марта — Ивачева в г. Усолье до ул. Ивана Дощеникова в г. Березники» (doc, 57 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3126 от 21.11.2020 Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту «Строительство и обустройство скважин Уньвинского месторождения (кустовая площадка № 753)» (doc, 57 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2990 от 07.11.2020 Об утверждении документации по планировке территории по объекту «Капитальный ремонт ул. Преображенская в г. Усолье (от ул. Гоголя до историко – архитектурного центра)» (doc, 56 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3067 от 13.11.2020 Об утверждении документации по планировке территории в районе автодороги Кунгур-Соликамск г. Березники (площадью 50 га) с целью предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства (doc, 57 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2423 от 27.08.2020 Об утверждении документации по планировке территории «Проектирование реконструкции автодороги «Орёл-Огурдино» (doc, 56 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2326 от 14.08.2020 Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Строительство главной понизительной подстанции № 3 для площадки АВИСМА» г. Березники (doc, 56 kb)

Основная часть проекта планировки территории (Скачать, pdf, 13 mb)

Основная часть проекта межевания территории (Скачать, pdf, 5 mb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2325 от 14.08.2020 Об утверждении документации по планировке территории по объекту «Реконструкция ВЛ-110кВ Титан-Соликамск цепь I, II и отпайка на ПС 110кВ Минерал. Корректировка проекта» (doc, 56 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2106 от 22.07.2020 Об утверждении проекта межевания территории на элемент планировочной структуры, входящий в кадастровый квартал 59:37:0760101(д. Белая Пашня) (doc, 56 kb)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2105 от 22.07.2020 Об утверждении проекта межевания территории на элемент планировочной структуры, входящий в кадастровый квартал 59:37:0890101 (с. Романово) (doc, 56 kb)

Ссылка на основную публикацию