ТСЖ счётчики: что это, как подобные устройства разделяются на коллективные и индивидуальные

ТСЖ счётчики: что это, как подобные устройства разделяются на коллективные и индивидуальные

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2013 г. N АКПИ13-540 Об отказе в признании недействующим пункта 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Карулине И.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лаптевой Е.Н. о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, установил:

приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее – Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г., регистрационный № 23933, официально опубликован в «Российской газете» 16 мая 2012 г.

Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Лаптева Е.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей, считая, что содержащийся в пункте 3 Критериев запрет на установку тепловых счетчиков, именуемых также распределителями затрат на отопление, в домах с вертикальной разводкой труб отопления противоречит части 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушает ее права и законные интересы собственника квартиры в многоквартирном доме, причиняет значительный имущественный ущерб, обязывая оплачивать не фактическое потребление тепловой энергии, а потребление по действующим нормативам.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и свободы заявителя, при вертикальной системе отопления для учета объема потребления тепловой энергии используются не счетчики расхода теплоты, как ошибочно считает заявитель, а индикаторы расхода теплоты, являющиеся распределителями.

Выслушав объяснения представителя заявителя Слеповой Е.В., возражения представителей Минрегиона России Русских Е.Е. и Минюста России Костецкой М.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 7 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3-6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Исходя из изложенного с 1 января 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.

Оспариваемое положение указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем не может противоречить требованиям этой статьи.

Ссылки заявителя на федеральные законы «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений» и «О защите конкуренции» являются произвольными, поскольку эти законы не регулируют вопросы наличия (отсутствия) технической возможности оснащения многоквартирных домов и жилых помещений приборами учета тепловой энергии.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и не противоречит им, прав и свобод заявителя не нарушает. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Лаптевой Е.Н. о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФН.К. Толчеев

Обзор документа

С сентября 2012 г. были введены новые правила предоставления коммунальных услуг в жилых домах.

В силу этих правил в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа).

Исключение – нет технической возможности такой установки.

Отсутствие или наличие подобной возможности устанавливается по определенным критериям.

В частности, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, нет технической возможности установить индивидуальный, общий (квартирный) прибор учета теплоэнергии.

По мнению заявителя, такой запрет на установку теплосчетчиков, именуемых также распределителями затрат на отопление, в домах с вертикальной разводкой труб отопления противоречит закону.

ВС РФ не согласился с позицией заявителя и указал следующее.

С 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой теплоэнергии, а после капремонта оборудуются подобными приборами при наличии техвозможности для этого.

Если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Таким образом, индивидуальные приборы учета теплоэнергии и распределители затрат на отопление – различные техустройства как по принципу их действия, так и по способу установки.

Оспариваемые нормы указывают на отсутствие техвозможности установить индивидуальный прибор учета теплоэнергии.

Однако нормы не исключают возможность установить распределители затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Тем самым обеспечивается возможность определять объем потребленного коммунального ресурса с использованием показаний приборов учета.

Кто обязан устанавливать счётчики — ТСЖ или собственник жилья? Как происходит замена приборов учёта воды и электроэнергии?

При сдаче в эксплуатацию многоквартирного дома, а также просто в ходе использования постройки у жильцов систематически возникают вопросы о том, кто должен устанавливать счетчики их жилище, а главное, где искать правду?

Несет ли ТСЖ ответственность за это? Кто должен устанавливать приборы учета?

Разберемся с этим вопросом раз и навсегда в рамках статьи представленной ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Приборы учета воды и электроэнергии – что это такое?

Приборы учета используются в нашей стране достаточно давно. И обязанность их установки обеспечивается не только требованиями ресурсообеспечивающих организаций, но это прописано в законе. Например в законе 261 от 23 ноября 2009 года. Такие установки необходимы для того, чтобы наиболее рационально и эффективно использовать все ресурсы, которые поставляют компании, а также возможность оплачивать только те расходы, которые употребили именно вы.

Разделяют коллективные приборы учёта и индивидуальные. Коллективные приборы учета постепенно сходят на нет, и сегодня их можно встретить только в постройках, которые имеют достаточно большой возраст. К индивидуальным приборам учета относят те механизмы, которые направлены на учет личного потребления различных коммунальных поставляемых ресурсов.

Показания считываются с конкретного жилого помещения, например с квартиры. Сам собой прибор учета представляет совокупность различных средств измерений и дополнительного оборудования. Подробнее с описанием счётчиков вы можете ознакомиться в Постановлении Правительства номер 354 от 6 март 2011 года в пункте втором.

Кто обязан устанавливать счетчики — ТСЖ или собственник жилья?

Многие собственники уверенны, что если они входят в состав ТСЖ, исправно платят по счетам, то значит они имеют полное право требовать с товарищества собственников жилья бесплатную установку приборов учета.

Они аргументируют подобное требование тем, что именно ТСЖ должно быть заинтересовано в установке приборов учета, ведь в противном случае, недостача по оплате будет ложиться не на плечи собственников, а на плечи ТСЖ в ситуации, если отсутствуют индивидуальные приборы учета.

Однако законодательство имеет на это совсем иное мнение. 1 января 2016 года всех собственников помещений обязали обеспечить своей жилой площади механизм индивидуального учета, который может использоваться для подсчета потребленного газа, воды, электричества и так далее. Требование об этом содержится в законе 261 от 23 ноября 2009 года.

Однако, не стоит радоваться, что все расходы возьмет на себя товарищество. Это не так, и у этой процедуры есть свой особый алгоритм.

Как происходят работы?

Как же происходят установка и ввод в эксплуатацию приборов учёта вода, электроэнергии или газа, при участии Товарищества собственников жилья?

Монтаж

Товарищество собственников жилья самостоятельно приобретает счётчики, которые будут установлены в вашей квартире. Собственник оповещает о том, что в ближайшее время к ним явится мастер, который установит прибор учёта и проверит его. Обговаривается точная дата и время.

В назначенный день собственник должен ждать мастера и представителя товарищества собственников жилья, который следит за правильностью установки прибора.

Механизм устанавливается в соответствии с требованиями правил номер 354. Заранее собственник жилья должен обеспечить мастеру установщику прямой доступ к местам, где должен быть установлен прибор.

Но на этапе установки действие не заканчивается.

Счётчик необходимо ввести в эксплуатацию, а значит, дать ему возможность на законных основаниях работать и подсчитывать потраченные вами ресурсы. Для этого необходимо произвести другую процедуру.

Ввод в эксплуатацию

На сегодняшний день существует два вида пломбирования приборов учета. Первый вид – это способ предотвращения доступа жильцов и иных третьих лиц к внутреннему строению механизма учета.

Это делается для того, чтобы лицо не могло повлиять на изменение имеющихся показаний, при этом, не допуская повреждение прибора. В этой ситуации пломба является подтверждением факта того, что жильцы и третьи лица не осуществляли никаких противоправных действий.

Второй вид пломбирования – это предотвращения отбора всех подаваемых коммунальных ресурсов, которые по каким-то причинам не были учтены счётчикам. Подобное делается уже после того, как был установлен прибор учёта. Заинтересован в установке прибора учета именно ТСЖ или ЖСК, так как рискует в случае неправильного или коллективного учета влезть в долги.

При пломбировке счетчика записывается число, которое уже имеется на приборе учета. С этого момента начинается начисление потраченных ресурсов, за которые вы впоследствии будете платить по квитанции. После того, как осуществилось процедура пломбировки вам выдают соответствующее свидетельство, на эта процедура завершается.

За что платит владелец квартиры (офиса)?

При установке индивидуального прибора учета собственники платят только за те ресурсы, которые потратили они, или же иные лица в пределах квартиры.

Однако, в случае если имеется коллективный прибор учета, то он показывает сколько ресурсов потратили все жильцы дома, подъезда, этажа, в зависимости от того, на какое число помещений был установлен прибор.

На сегодняшний день установка прибора учета возможна на следующие виды услуг от ресурсообеспечивающих организаций. Это электроснабжение, подача горячей и холодной воды, при этом счетчик может стоять как один, так и сразу два, а также подача газа.

Каждый из приборов учета должен быть опломбирован, быть исправным, находиться в доступном месте для снятия показаний.

Также на собственника ложатся траты по поводу ввода счетчиков в эксплуатацию. Стоимость этой процедуры устанавливает ресурсообеспечивающие организации.

Также собственник должен самостоятельно приобрести прибор учета. В случае, если он этого не делает, а за него счётчик покупает товарищество, то впоследствии он должен оплатить и стоимость установки, и пломбирования, и стоимость самого механизма.

Кто может требовать замены устройств, контролирующих ресурсы?

Правительство Российской Федерации установило, что если граждане до 1 января 2016 года не предпримут никаких действий по установке счётчиков газа, или смены старых на новые образцы, то управляющие организации в виде ЖСК, ТСЖ, и так далее берут на себя ответственность по установке счетчиков самостоятельно.

Законодателя не волнует вопрос о том, как тоже будет возвращать денежные средства.

Если счетчики были установлены достаточно давно, и уже устарели, потеряли актуальность, или пломба с них была сорвана, ТСЖ заинтересовано в том, чтобы заменить прибор учета. Они могут попросить об этом собственника в письменном виде.

Однако требовать, или же налагать штраф за отсутствие исполнения просьбы ТСЖ не в силах.

В случае, если переустановка счётчика необходима в кратчайшие сроки, товарищество собственников жилья берёт на себя подобную ответственность, и договорившись с собственником самостоятельно, за свои средства производит замену.

Однако это не значит, что собственник получает счётчик абсолютно бесплатно. Стоимость работы и прибора будет включена в квитанцию, может быть разбросана на несколько месяцев, или же будет указана в квитанции за месяц. В любом случае, не важно в каком порядке, но товарищество собственников жилья не имеет обязанности по бесплатной установке приборов учета.

Однако на практике часто бывают случаи, когда собственники жилья в многоквартирном доме отказываются платить за установленные приборы в виду его дороговизны. Некоторые сетуют на то, что приобрести счетчик можно было значительно дешевле.

В случае, если вас не устраивает сумма, которую предоставило вам ТСЖ для оплаты, вы можете обратиться в судебную инстанцию и обжаловать решение.

Помните о том, что обязанность по оснащению помещения счётчиками, обеспечение к нему доступа, а также решение вопросов по его вводу в эксплуатацию лежит только на плечах собственника жилого помещения, и он первый должен быть заинтересован в подобном действии в соответствии с пунктом 81 правил номер 354.

Прибор учета должен находиться в каждой квартире. Это спокойствие для вашего жилья, и для товарищества. Но для того, чтобы механизм был установлен по всем правилам, не бойтесь обращаться к законодательству, и изучать все нормы, которые посвящены данному вопросу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Границы эксплуатационной ответственности

Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.

В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.

Границы эксплуатационной ответственности

Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).

Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.

Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. Ответственность УК – внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. Ответственность жильцов – внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.

Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.

Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.

В договоре ресурсоснабжения грани­ца балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):

  • помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.

Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором – УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).

Внешние границы эксплуатационной ответственности

Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса – место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.

Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК – место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.

Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества. Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК – предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.

А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества. Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность. В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).

Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.

Внутренние эксплуатационные границы

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:

  • для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
  • для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница – сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
  • для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.

Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.

Судебная практика

Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.

Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г. по делу N А63-9362/2011).

Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).

При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1143/2015 по делу N А68-2267/2014).

А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственности суд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Самоуправство ТСЖ. Установка счетчика вопреки собственника

Объясню ситуацию. Есть новостройка многоэтажный дом. Однажды выбрали все женщину – она стала главой ТСЖ.

Данная особа решила по мимо существующей проектной документации электрических разводок. установить дополнительный прибор учета.

собрала собрание (на котором я как собственник не был и мой сын тоже не был) – мол якобы для установки ДУБЛИРУЮЩИХ счетчиков на площадке в схеме цепи.

То есть у нас уже есть счетчик к квартире у каждого жильца. Каждый в энергетическую компанию сообщает показания счетчика и платит. А якобы для сверки – совет ТСЖ решил установить счетчик – дубль. В подъезде есть и несогласные с данным решением.

Есть индивидуальный прибор учета. Без проекта хотят поставить доп. прибор счетчика. Мотивация – минимизировать расходы по ОДН. Доступ в квартиру всегда предоставляем. Навязывают регистрацию второго счетчика. Я категорически против – причем не препятствуем никогда надзорным органам сверять показания – предупредите заранее и мы всегда Вас пустим.

То есть без моего разрешения хотят установить второй счетчик на мою цепь и зарегистрировать его на ТСЖ, при этом у меня остается индивидуальный прибор учета, препятствий никогда нет в квартиру. Плачу исправно, не являюсь должником. Мотивирует дама тем, что это решение ТСЖ. У всех счетчики (наш в том числе) находятся по проекту дома в квартирах.

Да даже если это и технически можно сделать – какое право Вы имеете вмешиваться в эл. цепь, проект которой согласован когда я покупал квартиру?

Дама идет на “войну” и мол мы сами Вам поставим без Вашего ведома – на то мол решил совет ТСЖ – мы закон. И Вы нам еще будете должны за этот счетчик и за его установку. А это уже самоуправство с ее стороны и суд?

Помогите правильно отказать ссылаясь на букву закона и предупредить, что будет в случае самоуправства с ее стороны.

И за какой период времени обязаны уведомлять о том, что они хотят получить доступ в квартиру для снятия показаний? Кажется по закону это не более 2 раз в полгода. Тоже нужна ссылка на закон. Спасибо!

Ответы юристов ( 5 )

Здравствуйте, согласно п. 5 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Таким образом, если собственники принимали такое решение, то вы обязаны его исполнять.

Согласно статье 34 постановления Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг собственникам, потребитель, кроме установки индивидуальных приборов учета, обязан также допускать работников аварийных служб, представителей гос. контроля и надзора в свою квартиру для осмотра внутриквартирного оборудования на наличие технических неисправностей и состояния, несоответствующего санитарным нормам, а также для проверки состояния и факта наличия индивидуальных и общих приборов учета ресурсов. При этом осмотр и допуск разрешается по правилам не чаще 1 раза в 3 месяца.

Так же добавлю, что согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Павел, Вы не поняли суть вопроса.

Ни кто не препятствует.

Вы хотите сказать, что решение ТСЖ может юридически перекрыть то, что я собственник? Я не хочу ставить доп. прибор (счетчик) дублирующий к уже имеющимся приборам.

Напиши мне статью по которой я обязан установить второй параллельный счетчик по решению ТСЖ без проекта имея у себя уже существующий счетчик.

Вы хотите сказать, что есть ТСЖ примет решение установить всем 3 кола на дверь – это надо будет выполнять всем? Дверь является частной собственностью. Прошу прощения, но я не увидел ответа.

Сергей, подобное решение принимает не ТСЖ, а общее собрание собственников. ТСЖ лишь исполнительный орган. Если собственники не принимали такого решения с составлением протокола, то вы не обязаны его исполнять по прихоти председателя ТСЖ.

мы не понимаем друг друга 🙂

Спасибо за Ваш ответ. Я понимаю, что ТСЖ – исполнительный орган. Каким образом собственники других квартир могут решить что-то за меня?

Я купил квартиру, у меня есть прибор индивидуальный. Я не буду ставить доп. прибор учета и тем более платить за него.

Неужели нет возможности отказаться от этого самоуправства? НУ пускай ставят те, кто хочет. Мы сообщаем данные в энергосбытовую компанию и платим исправно.

Сергей, я уже приводил норму закона, согласно которой, решение общего собрания собственников, отнесенное к их компетенции, является обязательным для исполнения. установка счетчиков попадает под их компетенцию.

п. 5. ст. 46 ЖК РФ. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Но вы вправе его обжаловать в судебном порядке.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

какое право Вы имеете вмешиваться в эл. цепь, проект которой согласован когда я покупал квартиру?
Сергей

А вы протокол собрания ТСЖ видели?

А это уже самоуправство с ее стороны и суд?
Сергей

Если нет решения ТСЖ, то данные действия неправомерны и могут привлечсь как к уг так и к админитративной отв-ти

Статья 19.1. Самоуправство
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 19] [Статья 19.1]
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
УК РФ, Статья 330. Самоуправство
1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Помогите правильно отказать ссылаясь на букву закона и предупредить, что будет в случае самоуправства с ее стороны.
Сергей

Вам необходимо направить требование с предосавлением копиии решения ТСЖ об установки данного прибора учета

Если Вам потребуется помощь в составлении данногодокумента вправе обратиться к любому юристу

И за какой период времени обязаны уведомлять о том, что они хотят получить доступ в квартиру для снятия показаний? Кажется по закону это не более 2 раз в полгода. Тоже нужна ссылка на закон.
Сергей

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

Виды приборов учета и технологии производителей счетчиков

Счетчики в квартире помогают жителям оптимизировать расходы на коммунальные ресурсы: платить ровно за то количество услуги, которое потребляется, а не по усредненному нормативу. Рассмотрим, какие бывают типы счетчиков, какие есть производители и как их производят.

Счетчики электрической энергии

Электрический счетчик измеряет расход электроэнергии переменного или постоянного тока. Расход измеряется в киловатт-часах (кВт/ч) или ампер-часах (А/ч). Различаются они по максимальной и рабочей пропускной мощности.

Счетчики электроэнергии делятся по:

типу измеряемых величин:

однофазные (измерение переменного тока 220 В, 50 Гц),

трехфазные (380 В, 50 Гц);

приборы прямого включения в силовую цепь,

приборы трансформаторного включения, подключаемые к силовой цепи через специальные измерительные трансформаторы;

индукционные (электромеханические электросчетчики),

электронные (статические электросчетчики),

гибридные счётчики электроэнергии.

Если упростить классификацию электросчетчиков, можно выделить две большие группы: индукционные (механические) и электронные.

Индукционный – привычный счетчик с вращающимся диском, надежный, но не очень точный. Электронный – с дисплеем и хранением данных в памяти, точный, но дорогой.


Индукционный счетчик электроэнергии


Электронный счетчик электроэнергии
(источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NP73L.3-5-2.jpg )

Кроме этого счетчики могут быть:

Однотарифные и многотарифные, где тариф зависит от времени суток.

Автоматические счетчики – сами передают показания.

Счетчики воды

Водосчетчик измеряет объем воды, проходящей по водопроводу, в кубометрах или литрах. Состоит из расходомера и счетного механизма.

Виды счетчиков воды по принципу работы:

Тахометрические считают количество воды по оборотам рабочей детали (крыльчатки), которая находится в воде. Недорогие, но не очень точные. Тахометрические счетчики бывают для холодной (корпус прибора синего цвета) или горячей (красный корпус) воды, а также универсальные (оранжевый цвет).


Тахометрический счетчик воды

Индукционные работают на электричестве. Служат долго, дают точные показания в том случае, если вода чистая и трубопровод без ржавчины и накипи.

Ультразвуковые счетчики воды сравнивают скорости распространения ультразвука по и против течения. Имеют высокую точность, но только на чистых трубах.

Вихревые работают с чистой водой без примесей – электронное устройство в нем анализирует скорость образования вихря за специальной деталью.

Различают водосчетчики и по числу обслуживаемых трубопроводов: одно-, двух- и многоканальные.

Счетчики газа

Газовый счетчик измеряет объем прошедшего по газопроводу газа в кубометрах. По принципу действия газосчетчики делятся на:

мембранный (камерный, диафрагменный)

основанный на методе перепада давления на сужающем устройстве

Каждый из этих типов функционирует по-разному и измеряет количество потребляемого газа посредством отличающихся внутренних механизмов.

По пропускной способности газосчетчики бывают бытовые (до 12 кубометров в час) и промышленные (свыше 12 кубометров в час).


Бытовой счетчик газа

Бытовые в основном имеют мембранный, диафрагменный или ротационный принцип измерения, а промышленные – ротационный (до 200 куб.м/ч) или турбинный и вихревой (более 200 куб.м/ч).

Счетчики тепла

Теплосчетчик – средство измерения количества тепловой энергии. Он измеряет расход горячей воды, которая необходима для отопления помещения. Состоит из расходомера, датчиков температуры, тепловычислителя.

Виды счетчиков тепла по типу расходомеров:

Электромагнитные счетчики точны, но могут реагировать на другие электронные устройства, расположенные вблизи. Механические доступны по цене и работают от батарейки, однако повышают давление в отопительной системе и имеют низкую износостойкость главной детали – турбинки. Ультразвуковые позволяют считывать информацию дистанционно и не повышают гидравлическое давление. Вихревые работают даже с любыми отложениями в трубах.


Теплосчетчик

При установке теплового счетчика обязательны запорные краны для регулировки подачи тепла в батареи.

Индивидуальные и общедомовые счетчики

Индивидуальные счетчики устанавливают жители в свои квартиры, а общедомовые контролируют потребление ресурсов в масштабах дома. Они измеряют фактические объемы воды, газа, электроэнергии и тепла.

Показания с индивидуальных приборов учета (ИПУ) снимают и передают сами жители, что отражается в квитанциях. Помимо этого, в квитанциях отражается ОДН (общедомовые нужды).

С общедомовых счетчиков показания должен снимать исполнитель коммунальных услуг. Это регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ( пункт “е” пункта 31). Наличие собственников рядом не обязательно. Показания заносятся в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. При необходимости собственник может попросить ознакомиться с данными в журнале.

Если показания ОДН передаются дистанционно (например, через модемы или сетевые адаптеры), жители могут запросить скриншот с зафиксированными показаниями коллективного прибора учета.

Показатели ОДН в квитанциях включают ресурсы, неохваченные индивидуальными приборами учета.

Чтобы установить общедомовой счетчик, необходимо решение общего собрания жильцов. Общедомовые счетчики считаются общим имуществом, и за их установку платят собственники.

Технологии производителей счетчиков

Приборы учета производители снабжают защитой от незаконного вмешательства. Для электромеханических счетчиков электроэнергии устанавливают специальный кожух – он защитит от внешнего магнитного влияния. В электронных счетчиках с этой целью установлен датчик магнитного поля.

Примерные этапы производства счетчиков:

Что относится к общему имуществу многоквартирного дома (что входит в состав)?

Понятие общего имущества многоквартирного дома содержится в статье 36 Жилищного кодекса РФ и в пунктах 1-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме:

I. Состав общего имущества многоквартирного дома
в соответствии с Жилищным кодексом РФ (статья 36)

Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 г. №123-ФЗ)

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 г. №232-ФЗ)

II. Состав общего имущества многоквартирного дома
в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 1-9)

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – собственники помещений) – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Как выжить ТСЖ: между счетчиком и нормативом

«Энергетики поставили нас на колени, а государство своими законами еще и сверху придавило. И в таком положении мы как-то вынуждены выживать», — говорят председатели товариществ собственников жилья по всему Ульяновску. Вместо спокойной работы по управлению домом идут бесконечные суды с поставщиками и постоянные обвинения в воровстве со всех сторон даже при том, что деньги от жителей за коммунальные услуги идут из РИЦ напрямую ресурсникам. Как быть?!

В номере от 14 августа в нашей газете была опубликована заметка «Нет заявления — нет перерасчета». Напомним, речь шла о том, что по обращению жителя дома №18 на бульваре Новосондецкий в Контакт-центре проверили начисления за горячую воду и выявили несоответствия законодательству. Об этом было сообщено в жилищную инспекцию, которая провела проверку ТСЖ «Дом», управляющее данным МКД, и выдала предписание по устранению выявленного нарушения.

Дело, однако, в следующем: чтобы вернуть жителям деньги, от них требовалось обратиться самим в Контакт-центр. А без заявления, собственно, нет перерасчета. Казалось бы, кто откажется вернуть лишне переплаченные деньги?! Но из 288 квартир многоэтажки после нашей заметки за перерасчетом не обратился никто. Более того, возмущенные члены ТСЖ позвонили нам в редакцию и попросили, что называется, их не беспокоить. По словам людей, заявление в Контакт-центр и жилинспекцию написал один недовольный жилец. Хотя большинство собственников его мнение не разделяет. И подтвердили это, еще раз проголосовав на выборах правления за своего председателя, которому верят и в честности которого не сомневаются.

Ошибка или заговор?
После этого стало понятно, что ничего не понятно… Невозможно разобраться в ситуации только на основе предписания от жилинспекции, в тексте которого, к слову, обнаружились несовпадения и неточности. За консультацией мы обратились к эксперту.

— Я внимательно изучил этот документ, предписание, которое ТСЖ «Дом» выдала Главная государственная инспекция регионального надзора, и, на мой взгляд, там есть ошибки, — заявил председатель Комитета Заксо-брания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ. — Да, все правильно там написано, по законодательству ТСЖ действительно обязано выставить жителям плату за ГВС по нормативу на подогрев. Вопрос: какой номер у приказа Минэкономики, которым утвержден этот норматив? Назовете, нет? Его, кстати, и надзор не упоминает в своем документе. А откуда же тогда мог знать о приказе председатель ТСЖ, если о нем знали лишь некоторые, да и то были в сомнении его применения… Более того, некоторые наши суды не признавали этого приказа в качестве законного. Эта история даже не детектив, а заговор! Проблемы обогащения энергетиков переложили на плечи жителей, запутав законодательство так, что надзор чисто по формальному признаку был обязан удовлетворить жалобу и выдать предписание ТСЖ. Хотя абсолютно не понятно, как, из каких средств собственники (а ТСЖ — это они и есть) должны сами себе компенсировать разницу между показаниями счетчика и нормативом!

Нет работы, и стены голые
Действительно, как же выходило из ситуации все эти годы ТСЖ? Чтобы разобраться, мы отправились на бульвар Новосондецкий, 18.

— Как, как. Просто сделали из своих средств перерасчет этому жильцу, который обратился с заявлением, и все. Сумма там вышла не более двух тысяч, это в любом случае меньше, чем 100 тысяч рублей штрафа, которым нам грозила в случае неисполнения предписания ГЖИ, — рассказала председатель правления ТСЖ «Дом» Наталья КЛИМОВА.

Сначала она вообще не хотела с нами встречаться. Женщина очень расстроилась, считая, что своей заметкой мы обвинили ее в воровстве.

— Хотя мы в ТСЖ этих денег за коммунальные услуги даже не видим, так как они по трехстороннему договору идут через РИЦ напрямую от жителей к энергетикам, — пояснила наша собеседница. — Более того, мы давно просим перевести наш дом на прямое абонирование, но «Т плюс» не торопится это делать, ведь тогда им самим придется работать с неплательщиками. А сейчас они на ТСЖ в суды подают, легко выигрывают их и трясут с нас долги. Только за этот год уже три раза судились с «Т плюс». Ну, а что мы можем сделать, если у некоторых людей работы нет, голые стены в квартире, как быть?! Вот одна женщина, безработная, устроилась к нам дворником, отрабатывала, потом квартиру продала, расплатилась с долгами и съехала. Но есть и такие, кто принципиально по нескольку месяцев не платит. Вот, кстати, написавший заявление жилец именно из таких, вроде небедный человек, но квартплату по три месяца задерживает. А мне лично вообще сказал, что специально будет жалобами изводить. Это после того, как я отказалась за счет средств ТСЖ восстанавливать разрушенный короб, которым он у себя в квартире трубу канализации огородил, а та протекла и пришлось менять.

Сами себя обсчитали
По словам членов правления ТСЖ «Дом», они еще в 2012 году, когда заключали договор с тепловиками, приняли решение, что будут рассчитываться за поставленные ресурсы по общедомовому прибору учета.

— Но это решение в ГЖИ не приняли к рассмотрению, сказали, что мы все равно должны начислять по нормативу, хотя энергетики нам выставляют по счетчику, — прокомментировала Наталья КЛИМОВА. — Более того, когда еще до всей этой истории мы платили по нормативам, тепловики подали на нас иск. И суд обязал (!) нас рассчитываться именно по счетчику, хотя так получается дороже. Но жители это понимают и претензий к ТСЖ не выставляют, никто за перерасчетом не обращается, так как его просто неоткуда взять. Все деньги, которые есть у товарищества собственников, — это деньги самих собственников, больше нам их взять неоткуда.

Ситуация не из простых — инспекция, суды, законы, поставщики, РИЦ — и посредине дом с жителями, которые потребляют коммунальные ресурсы. Логично, что потребление должно измеряться по прибору учета, но вопросы, наверное, надо задавать не о том, как начислять, а почему так дорого?

Почему так дорого?
За последнее время законодательство о начислениях платы за потребленные коммунальные услуги менялось несколько раз. При этом всегда под лозунгом улучшения, но по факту выливалось из пустого в порожнее. ОДН сюда, ОДН туда, двухкомпонентный тариф — нет, норматив, давайте норматив — нет, по счетчику, и так далее, и тому подобное. лыко да мочало начинай сначала! А по сути возня происходит вокруг одного — тарифы ЖКХ (в отличие от доходов населения) постоянно растут, счета растут, и кто-то их должен оплатить. Вопрос: кто?

На самом деле есть несколько путей решения этой загадки. Один из очевидных, давно предлагаемых вариантов — это сокращение издержек, модернизация устаревшей отрасли и снижение себестоимости ресурсов. Более того, именно под это (под ремонт и восстановление системы) в прежние годы энергетикам с размахом повышали тарифы, которые устанавливает государство. Но ничего не происходило, астрономические суммы от повышения тарифов растворялись, а износ сетей и оборудования только увеличивался вместе с издержками. А теперь, когда ничего не сделано и стоимость гигакалории зашкаливает, вместо того чтобы разобраться и навести порядок, энергетики навязывают нам другую повестку дня. Вместо того чтобы задуматься над снижением цены, мы спорим и ссоримся между собой из-за того, кто должен платить.

Нам говорят: забудьте вы! Что было, то было. А вот смотрите, какое сейчас хорошее, но дорогое тепло, и надо решить, сколько будет платить УК, сколько собственники, а сколько, может, и бюджет субсидирует. Позвольте, но ведь это все из нашего же кармана: и УК мы платим, и в бюджет — мы, и собственники — это опять мы. А что же вы, господа монополисты, так и будете по ржавым и дырявым трубам гнать нагретый на допотопном оборудовании теплоноситель дороже каменного моста?

Ссылка на основную публикацию