Освещение придомовой территории многоквартирного дома: закон о подсветке дворового участка

Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Что входит в данное понятие?

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Кто ответственен?

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

Порядок действий для решения проблемы

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома? Нормы освещения и что делать, если нет света?

Когда гражданин России возвращается затемно домой по освещённому двору своего дома он, как правило, никогда не задумывается кто отвечает за то, чтобы уличные фонари исправно работали каждую ночь.

Однако того же самого жильца это сильно заинтересует когда однажды вечером он будет возвращаться домой в полной темноте.

Далее подробно рассмотрим, кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома и за чей счет это осуществляется?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131.

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ, то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154.

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с СП 52.13330.2011 , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:

    Вариант номер один предполагает наличие фонаря под козырьком над дверью в подъезд.

Фонарь может быть любым даже светодиодным.

Преимущество этого варианта заключается в низкой стоимости.

Это обусловлено тем, что фонарь не требует большой мощности. Недостаток заключается в том, что освещению подвергается только пространство перед дверью, а подходы находятся в темноте.
Вариант номер два предполагает размещение осветительного прибора на стене здания прямо над подъездным козырьком. Фонарь находится на высоте примерно в 8,5 м. В такой ситуации нужно воспользоваться светильником, который имеет круговую силу света и может выдать световой поток равный 3600 люмен.

При этом фонарь должен быть расположен под углом 25 к линии горизонта. При таком способе освещения страдает только пространство перед входной дверью. Туда падает тень от козырька подъезда.
Третий вариант подразумевает использование обоих видов размещения фонарей одновременно. Такая мера с лихвой удовлетворяет все нормы освещения придомовой территории.

Однако стоимость содержания такого освещения будет по определению высока.

Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Каким должно быть освещение придомовой территории многоквартирных домов

Наружное освещение играет очень большую роль в инфраструктуре любых населенных пунктов. Особенно важно оно для городских районов. Причем большое значение нужно уделять уличному освещению придомовой территории.

Наружное освещение территории около дома

Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.

Придомовая территория и ее особенности

Придомовая территория представляет собой честь земельного участка, которая прилегает к многоквартирному дому.

Обратите внимание! Как утверждает закон РФ, на придомовую территорию распространяется право собственности или пользования всеми собственниками конкретного многоквартирного дома.

Часть двора вблизи дома

Как говорит закон РФ касательно городских земельных участков, в состав общесетевого имущества в рамках придомовой территории входят:

  • земельный участок, на котором был возведен дом на много квартир. Границы для земельного участка многоквартирного дома указаны в государственном кадастровом учете;
  • элементы озеленения, благоустройства (системы освещения);
  • иные объекты, которые предназначены для обслуживания данного дома. Сюда могут относиться тепловые пункты, различные трансформаторные подстанции, а также гаражи или коллективные автостоянки, детские площадки. Но все описанные объекты должны находиться в границах земельного участка, установленного кадастром.

Поэтому, чтобы понять реальные границы прядомой территории, о которой говорит закон страны, нужно иметь на руках подробную информацию об этом земельном участке. Для этого необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного кадастрового учета. Здесь выдают кадастровую выписку о конкретном земельном участке. В этой выписке должны быть приведены следующие данные:

  • размер и границы придомовой территории;
  • информация о собственнике.

В качестве собственника, т.е. того, кто отвечает за данную территорию, могут выступать:

  • город (муниципалитет);
  • право пользования предоставляется собственникам данного многоквартирного дома;
  • придомовая территория, которой владеют собственники дома.

Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

Обратите внимание! Закон также говорит, кто платит за освещение территории вокруг многоквартирного дома.

Экземпляр договора должен храниться в вашем ТСЖ или управляющей компании, а также в местной администрации.
Подписанный договор на право владения городских территорий содержит следующую информацию:

  • условия эксплуатации земельного участка (освещение и т.д.);
  • право и ответственность за сдачу в аренду территорий третьим лицам.

Но в ситуации, когда права собственности на придомовую территорию принадлежат лишь собственникам многоквартирного дома, имеются определенные нюансы.

Особенности владения придомовой территорией жильцами

В ситуации, когда в роли владельцев земельного участка вокруг многоквартирного дома выступают его жильцы, закон будет содержать следующие моменты:

  • в Жилищном кодексе РФ указано, что жильцы городских домов на большое количество квартир обязаны оплачивать расходы, которые идут на содержание общего имущества, включительно системы уличного освещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности. Это означает, что платит за уличное освещение уже не только муниципалитет;

Обратите внимание! Доля в праве общей собственности будет пропорциональна общей площади помещения, которое принадлежит лицу, имеющее право собственности.

  • по Жилищному кодексу, собственники обязаны выбрать один из вариантов ведения управления многоквартирным домом. Это может быть управление ТСЖ, управление конкретной организацией или другим специализированным потребительским кооперативом.

В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.). Как говорится в Жилищном кодексе РФ, вся стоимость обслуживания системы уличного освещения включена в коммунальные услуги, а также структуру платы за жилое помещение.

Что еще следует знать о придомовой территории и ее подсветке

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП. Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Нормы освещенности придомовой территории

Дело в том, что каждый объект придомовой территории (подъезд, проезжая дорога, клумбы и т.д.) должны иметь свой конкретный уровень освещенности, которые основывается как на предназначении объекта, так и зрительной системы человека. Это означает, что подсветка каждого объекта придомовой территории не должна вызывать дискомфорт у наблюдателя, а также создавать полноценное освещение.
Это означает, что при организации наружной подсветки двора городских многоквартирных домов, ответвлённые за это структуры (определенные муниципалитетом) должны опираться на норму, установленные в СНиП. Причем занижать уровень освещённости ниже установленных границ строго запрещается.

Требования к организации освещения двора

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;

  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;

Обратите внимание! Управляющая компания или другие организации, отвечающие за организацию наружного освещения, на основании уровня освещенности определяют стиль фонарей, ограничение их по функциональности и т.д.

  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Достижение необходимого уровня освещения в разных участках городских может достигаться следующими способами:

  • установка настенных фонарей над входом в подъезд. При этом высота размещения фонарей может быть различной. Чем выше будет фонарь и мощнее лампочка в нем, тем больше будет круг света, сформированный осветительным прибором;
  • фонарные столбы, размещенные вдоль проезжей части. С помощью таких фонарей, которые помещены на верхушке столбом, можно качественно осветить все участки двора: детские площадки, парковочные места, тротуары и проезжую часть.

Для оптимальной наружной подсветки придомовой территории многоквартирного дома стоит использовать оба варианта освещения: фасадные настенные светильники и фонарные столбы. В такой ситуации можно добиться оптимального уровня освещенности двора при минимальных затратах, которые будут уравновешены экономными источниками света, а также количество фонарей и настенных светильников. При этом затемненных участков территории можно будет избежать с высокой вероятностью.

Особенности питания наружного освещения

Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.

Освещение во дворе многоэтажки

Для учета потребленной электроэнергии в данной ситуации используется общедомовой электросчетчик. В связи с этим расходы будут распределяться на всех собственников. В связи с этим, чтобы сократить расходы по данной статье для освещения улиц и дворов, располагающихся вблизи многоквартирных домов стали устанавливать экономные источники света: люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.
Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной. Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.

Обратите внимание! Частое включение и выключение света зачастую несет более негативный характер для электросети наружного освещения, чем постоянно горящий свет.

Современные осветительные приборы ТСЖ и ЖСК, оснащенные фотоэлементами, в определенной степени лишены вышеперечисленных проблем, так как имеют несколько режимов работы (например, дежурный).

Дополнительные особенности наружной подсветки

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Заключение

Подходить к организации освещения на придомовой территории любого многоквартирного дома нужно не только с учетом буквы закона, но и норм, которых обязательно нужно придерживаться. Это позволит качественно осветить дом и тратить на поддержку этой системы минимум сил, времени и денег.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Каким должно быть освещение придомовой территории многоквартирных домов

Наружное освещение играет очень большую роль в инфраструктуре любых населенных пунктов. Особенно важно оно для городских районов. Причем большое значение нужно уделять уличному освещению придомовой территории.

Наружное освещение территории около дома

Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.

Придомовая территория и ее особенности

Придомовая территория представляет собой честь земельного участка, которая прилегает к многоквартирному дому.

Обратите внимание! Как утверждает закон РФ, на придомовую территорию распространяется право собственности или пользования всеми собственниками конкретного многоквартирного дома.

Часть двора вблизи дома

Как говорит закон РФ касательно городских земельных участков, в состав общесетевого имущества в рамках придомовой территории входят:

  • земельный участок, на котором был возведен дом на много квартир. Границы для земельного участка многоквартирного дома указаны в государственном кадастровом учете;
  • элементы озеленения, благоустройства (системы освещения);
  • иные объекты, которые предназначены для обслуживания данного дома. Сюда могут относиться тепловые пункты, различные трансформаторные подстанции, а также гаражи или коллективные автостоянки, детские площадки. Но все описанные объекты должны находиться в границах земельного участка, установленного кадастром.

Поэтому, чтобы понять реальные границы прядомой территории, о которой говорит закон страны, нужно иметь на руках подробную информацию об этом земельном участке. Для этого необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного кадастрового учета. Здесь выдают кадастровую выписку о конкретном земельном участке. В этой выписке должны быть приведены следующие данные:

  • размер и границы придомовой территории;
  • информация о собственнике.

В качестве собственника, т.е. того, кто отвечает за данную территорию, могут выступать:

  • город (муниципалитет);
  • право пользования предоставляется собственникам данного многоквартирного дома;
  • придомовая территория, которой владеют собственники дома.

Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

Обратите внимание! Закон также говорит, кто платит за освещение территории вокруг многоквартирного дома.

Экземпляр договора должен храниться в вашем ТСЖ или управляющей компании, а также в местной администрации.
Подписанный договор на право владения городских территорий содержит следующую информацию:

  • условия эксплуатации земельного участка (освещение и т.д.);
  • право и ответственность за сдачу в аренду территорий третьим лицам.

Но в ситуации, когда права собственности на придомовую территорию принадлежат лишь собственникам многоквартирного дома, имеются определенные нюансы.

Особенности владения придомовой территорией жильцами

В ситуации, когда в роли владельцев земельного участка вокруг многоквартирного дома выступают его жильцы, закон будет содержать следующие моменты:

  • в Жилищном кодексе РФ указано, что жильцы городских домов на большое количество квартир обязаны оплачивать расходы, которые идут на содержание общего имущества, включительно системы уличного освещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности. Это означает, что платит за уличное освещение уже не только муниципалитет;

Обратите внимание! Доля в праве общей собственности будет пропорциональна общей площади помещения, которое принадлежит лицу, имеющее право собственности.

  • по Жилищному кодексу, собственники обязаны выбрать один из вариантов ведения управления многоквартирным домом. Это может быть управление ТСЖ, управление конкретной организацией или другим специализированным потребительским кооперативом.

В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.). Как говорится в Жилищном кодексе РФ, вся стоимость обслуживания системы уличного освещения включена в коммунальные услуги, а также структуру платы за жилое помещение.

Что еще следует знать о придомовой территории и ее подсветке

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП. Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Нормы освещенности придомовой территории

Дело в том, что каждый объект придомовой территории (подъезд, проезжая дорога, клумбы и т.д.) должны иметь свой конкретный уровень освещенности, которые основывается как на предназначении объекта, так и зрительной системы человека. Это означает, что подсветка каждого объекта придомовой территории не должна вызывать дискомфорт у наблюдателя, а также создавать полноценное освещение.
Это означает, что при организации наружной подсветки двора городских многоквартирных домов, ответвлённые за это структуры (определенные муниципалитетом) должны опираться на норму, установленные в СНиП. Причем занижать уровень освещённости ниже установленных границ строго запрещается.

Требования к организации освещения двора

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;

  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;

Обратите внимание! Управляющая компания или другие организации, отвечающие за организацию наружного освещения, на основании уровня освещенности определяют стиль фонарей, ограничение их по функциональности и т.д.

  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Достижение необходимого уровня освещения в разных участках городских может достигаться следующими способами:

  • установка настенных фонарей над входом в подъезд. При этом высота размещения фонарей может быть различной. Чем выше будет фонарь и мощнее лампочка в нем, тем больше будет круг света, сформированный осветительным прибором;
  • фонарные столбы, размещенные вдоль проезжей части. С помощью таких фонарей, которые помещены на верхушке столбом, можно качественно осветить все участки двора: детские площадки, парковочные места, тротуары и проезжую часть.

Для оптимальной наружной подсветки придомовой территории многоквартирного дома стоит использовать оба варианта освещения: фасадные настенные светильники и фонарные столбы. В такой ситуации можно добиться оптимального уровня освещенности двора при минимальных затратах, которые будут уравновешены экономными источниками света, а также количество фонарей и настенных светильников. При этом затемненных участков территории можно будет избежать с высокой вероятностью.

Особенности питания наружного освещения

Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.

Освещение во дворе многоэтажки

Для учета потребленной электроэнергии в данной ситуации используется общедомовой электросчетчик. В связи с этим расходы будут распределяться на всех собственников. В связи с этим, чтобы сократить расходы по данной статье для освещения улиц и дворов, располагающихся вблизи многоквартирных домов стали устанавливать экономные источники света: люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.
Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной. Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.

Обратите внимание! Частое включение и выключение света зачастую несет более негативный характер для электросети наружного освещения, чем постоянно горящий свет.

Современные осветительные приборы ТСЖ и ЖСК, оснащенные фотоэлементами, в определенной степени лишены вышеперечисленных проблем, так как имеют несколько режимов работы (например, дежурный).

Дополнительные особенности наружной подсветки

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Заключение

Подходить к организации освещения на придомовой территории любого многоквартирного дома нужно не только с учетом буквы закона, но и норм, которых обязательно нужно придерживаться. Это позволит качественно осветить дом и тратить на поддержку этой системы минимум сил, времени и денег.

Кто по закону платит за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Многим из нас не раз приходилось возвращаться домой в тёмное время суток. В такие минуты человек понимает, насколько важно освещение внутри многоквартирного дома и вокруг него. Но что делать, если света нет ни в подъезде, ни во дворе? К кому обращаться и кто несёт за это ответственность? Давайте разберёмся в этом вопросе

Освещение подъезда

С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:

  • в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
  • если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
  • эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
  • допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
  • рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
  • интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.

Нормы освещённости регламентируются специальными нормативными документами, СНиП и ГОСТом и нормируются по ВСН 59-88. Значения в люксах для мест общего пользования представлены в таблице:

ПомещениеНормативы освещённости, Лк
Шахта лифта5
Вентиляционные камеры, электрощитовые20
Велосипедные и колясочные20
Лестничные клетки20
Вестибюль30
Помещение консьержа150

Жильцы имеют право пожаловаться в управляющую компанию не только на то, что ламп нет, но и на то, что их свет недостаточно интенсивен.

Освещение в подвале

К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.

Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.

Для подсветки подполий рекомендуется брать светильник с уровнем защиты не ниже IP 44, это предотвратит попадание пыли и влаги на лампу. Норма освещённости для подвала — 20 Лк.

Освещение придомовой территории

Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие — «придомовая территория». Согласно законодательству это:

  • земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
  • элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
  • объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).

Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:

  1. Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
  2. Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
  3. Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.

Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:

ТерриторияНормы освещённости, Лк
Прогулочные дорожки1
Автостоянки2
Площадка перед мусоросборником2
Внутренние хозяйственные и пожарные проезды2
Тротуары возле подъездов2
Велосипедные дорожки4
Спортивные площадки10
Детские площадки10

Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.

Кто несёт ответственность за освещение дома?

Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.

Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Составляется акт, в котором описывается проблема.
  2. Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
  3. К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
  4. Документы передают в управляющую компанию.
  5. В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
  6. Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.

Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, отказывается выполнять то, что прописано в договоре, жильцы имеют право расторгнуть с ней соглашение и заключить договор с другой организацией.

Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.

Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.

Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров — нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.

Ссылка на основную публикацию